3. Психолого – педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение
за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных
способностей.
4. Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой
здоровья школьников.
1.8. Методы сбора и обработки информации:
экспертный опрос
наблюдение
анализ документов
посещение уроков
контроль образовательных достижений
анкетирование
тестирование
самооценка
1.9. Внутришкольный мониторинг тесно связан с медицинским, психологическим и
социологическим контролем.
1.10. Организацию и проведение мониторинга, обработку материалов осуществляют заместители
директора и работники Школы, ответственные за работу того или иного направления, каждый по
своему направлению.
1.11. Обобщение, анализ и распространение полученной информации проводится директором
Школы.
1.12. Положение о внутришкольном мониторинге качества образования рассматривается на
педагогическом совете утверждается приказом директора Школы. Педагогический совет Школы
имеет право вносить предложения по внесению в него изменений и дополнений.
2.Основные цели, задачи, функции и принципы школьного мониторинга качества
образования
2.1. Цель внутришкольного мониторинга
2.1.1. Непрерывное, диагностико – прогностическое отслеживание динамики качества
образовательных услуг, оказываемых Школой, и эффективности управления качеством
образования.
2.2 Задачами мониторинга качества образования являются:
2.2.1. Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о
состоянии и динамике показателей качества образования.
2.2.2. Технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о
состоянии и динамике качества образования.
2.2.3. Проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества
образования.
2.2.4. Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и
факторов, вызывающих их.
2.2.5. Осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне Школы.
Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
2.2.6. Оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования.
2.3. Функциями внутришкольного мониторинга качества образования являются:
2.3.1. Сбор данных по школе в соответствии с районными показателями и индикаторами
мониторинга качества образования;
2.3.2. Получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику
качества образования;
2.3.3. Определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества
образования в базе данных Школы;
2.3.4. Координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах
мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с
их полномочиями;
2.4. Основные принципы внутришкольного мониторинга качества образования:
2.4.1. Приоритет управления – это нацеленность результатов внутришкольного мониторинга
качества образования на принятие управленческого решения.
2.4.2. Целостность – это единый последовательный процесс внутришкольного мониторинга
качества образования, экспертизы соответствия районным нормативам показателей качества
работы Школы, принятия управленческого решения.
2.4.3. Оперативность – это сбор, обработка и представление информации о состоянии и
динамике качества образования для оперативного принятия управленческого решения.
2.4.4. Информационная открытость – доступность информации о состоянии и динамике
качества образования для органов местного самоуправления, осуществляющих управление,
экспертов в области образования, в том числе представителей Управляющего совета Школы и
общественности.
3. Участники мониторинговых исследований.
3.1. Мониторинг сопровождается инструктированием - обучением участников по вопросам
применения норм законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых
актов.
3.2. Общее методическое руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет
директор школы.
3.3. Школа проводит мониторинговые мероприятия силами своих специалистов, имеющих
соответствующее образование, обладающих необходимой квалификацией.
3.3.1. Аналитико-статистическая группа: директор школы, его заместители, руководители
школьных методических объединений (организация сбора информации с последующим
анализом);
3.3.2. Творческая группа педагогов (составители текстов контрольных работ, тестов по предметам,
заданий и анкет по различным направлениям мониторинга);
3.3.3. Социологическая группа: классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог
(психодиагностика, социологические исследования и анализ данных).
3.4. По поручению директора могут осуществлять мониторинг другие специалисты, обладающие
необходимой квалификацией.
3.5.Объектом внутришкольного мониторинга являются:
3.5.1. Образовательная среда:
контингент обучающихся Школы
кадровое обеспечение образовательного процесса
3.5.2. Обучающийся:
степень адаптации к обучению обучающихся 1,5,10 классов
уровень успеваемости обучающихся
уровень качества знаний
уровень степени обученности обучающихся по всем предметам
уровень сформированности УУД
уровень воспитанности учащихся
уровень личностного развития
уровень работы с одаренными детьми
физическое воспитание и состояние здоровья обучающихся
посещение обучающимися занятий
степень удовлетворенности обучающихся и их родителей образовательным процессом в
Школе
3.5.3. Педагогические работники:
уровень профессиональной компетенции
качество и результативность педагогической работы
уровень инновационной деятельности педагога
анализ педагогических затруднений
самообразовательная деятельность
3.5.4. Образовательный процесс:
анализ стартового, промежуточного и итогового контроля уровня учебных достижений
обучающихся
3.5.5.Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:
социальный паспорт класса
психологическая диагностика
профилактическая работа
коррекционная работа
3.6. Предметом мониторинга является состояние образовательной подготовки обучающихся по
отдельным предметам учебного плана Школы.
3.7. Источником сбора данных и инструментарием сбора данных для расчета внутришкольных
показателей и индикаторов мониторинга качества образования являются:
данные государственной статистической отчетности
ЕГЭ для выпускников 11 класса
ОГЭ для выпускников 9 класса
текущая и промежуточная аттестация обучающихся
тестирование
анкетирование и опросы
дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований
4. Периодичность и виды мониторинговых исследований.
4.1. Периодичность и виды мониторинговых исследований качества образования определяются
необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в Школе.
4.2. План-график, по которому осуществляются мониторинг, доводятся до всех участников
учебного процесса
4.3. В Школе могут осуществляться следующие виды мониторинговых исследований:
по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый;
по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на промежуточные результаты
качества образования), долгосрочный (ориентирован на реализацию Программы развития
Школы);
по частоте процедур: разовый, периодический, систематический;
по формам объективно-субъективных отношений: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний
контроль.
4.4. Мониторинг может содержать следующие процедуры:
определение уровня освоения отдельных тем учебного предмета и сформированности
соответствующих умений и навыков;
поиск типичных, массовых, сквозных и индивидуальных ошибок обучающихся на каждом
этапе;
выявление общих тенденций и закономерностей в усвоении обязательного (базового)
материала по учебному предмету;
установление факторов, влияющих на усвоение базовых умений;
определение результативности обучения каждого обучающегося класса;
определение уровня сформированности общеучебных умений;
определение качества обучения класса диагностируемым явлениям;
выявление уровня преемственности и сохранности результатов;
выявление уровня соответствия и оценивания результативности;
уточнение и ранжирование методических проблем.
5. Этапы осуществления мониторинговых исследований
5.1. Первый этап – подготовительный:
определение объекта (выбор классов и предметов для проведения тестирования);
установка сроков проведения;
разработка инструментария для проведения мониторинга (электронный или бумажный
носитель).
5.2. Второй этап – практическая часть мониторинга:
тестирование;
сбор информации с помощью подобранных методик (наблюдение, опросы устные и
письменные, изучение директивных, нормативных, инструктивных, методических и
других вопросов).
5.3. Третий этап - аналитический:
систематизация полученной информации;
анализ полученных данных;
разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
6. Требования к проведению мониторинга
6.1. Эффективность мониторинга обеспечивается технической базой (компьютер, программное
обеспечение, множительная техника), четкой организацией всех этапов сбора, обработки,
анализа информации.
6.2. Качественными показателями информации, полученной в ходе проведения мониторинга,
являются: объективность, точность, достаточность, систематизированность, качество,
своевременность.
6.3. Анкетирование, тестирование обучающихся и родителей проводится с использованием
научно разработанных методик.
6.4. Статистические данные должны быть сопоставимы:
между собой (больше/меньше - лучше/хуже);
сами с собой во времени (было/есть);
с образовательными и социальными стандартами (соответствует/не соответствует)
6.5.Экспертная оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей.
6.6. Необходимое организационно-методическое оснащение мониторинговых исследований:
инструкции по ведению диагностического исследования (для учителя, обучающегося,
ассистента), включающие общие требования к процессу с учетом специфики предмета;
инструкции по обработке, анализу результатов, тексты диагностических работ по классам,
анкеты;
пакет стандартизированной бланковой документации по предмету исследования.
6.7. Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга:
составление спецификации тестов – зам. директора по УВР, учителя-предметники;
организация тестирования - зам. директора по УВР, учителя-предметники;
проведение тестирования - зам. директора по УВР, учителя Школы (в
соответствии с графиком и расписанием проведения тестирования);
проверка и оценивание выполненных работ – учителя-предметники;
составление отчета о проведении тестирования – учителя-предметники;
сбор информации о проведении тестирования и её систематизация – зам. директора по УВР;
анализ данных и разработка рекомендаций и предложений на последующий период заместитель директора по УВР.
7. Количественные и качественные показатели результатов мониторинга
7.1.Система мониторинга позволяет создать единое информационное поле, в котором можно
получить не только данные о результатах работы класса, Школы, но и показатели их вклада,
вытекающие из сопоставления результатов.
7.2. Единое информационное поле указывает участникам мониторинга:
на возможные уровни достижения в каждом отдельном явлении, в том числе и
максимальный;
на время, необходимое для достижения высокого уровня;
на условия, которые обеспечили высокий результат.
7.3.Качество успеваемости обучающихся:
7.3.1. Вычисление качества успеваемости обучающихся:
количество обучающихся, получивших «5», «4», «3» или выполнивших 2/3 (норма
выполнения) и более заданий, представленных в стандартизированной проверочной
работе, разделить на количество обучающихся, выполнявших работу и умножить на 100
%.
7.3.2.Уровни успеваемости обучающихся, уровень воспитанности, уровень удовлетворенности
образовательными услугами:
оптимальный уровень (100-90%);
допустимый уровень (80-75%);
удовлетворительный уровень (74-50%);
тревожный уровень (49%-30%);
критический уровень (29-0%)
7.4. Качество знаний обучающихся:
7.4.1. Вычисление качества знаний обучающихся:
количество обучающихся, получивших «5», «4» разделить на количество обучающихся,
выполнявших работу и умножить на 100%
7.4.2. Уровни качества знаний обучающихся:
оптимальный уровень (100-50%);
допустимый уровень (49-30%);
удовлетворительный уровень (29-25%);
тревожный уровень (24-15%);
критический уровень (14-0%).
7.5. Степень обученности учащихся (СОУ):
7.5.1. Вычисление степени обученности учащихся:
количество обучающихся, получивших «5», умножить на 100;
количество обучающихся, получивших «4», умножить на 64;
количество обучающихся, получивших «3», умножить на 36;
количество обучающихся, получивших «2», умножить на 14;
количество неаттестованных обучающихся умножить на 7;
сумму всех полученных данных разделить на количество обучающихся, выполнявших
работу и умножить на 100%
7.5.2. Уровни степени обученности обучающихся:
оптимальный уровень (100-64%);
допустимый уровень (64-49%);
удовлетворительный уровень (48-36%);
тревожный уровень (35-20%);
критический уровень (19-0%).
7.6. Средний балл обучающихся:
7.6.1. Вычисление среднего балла обучающихся:
количество обучающихся, получивших «5», умножить на 5;
количество обучающихся, получивших «4», умножить на 4;
количество обучающихся, получивших «3», умножить на 3;
количество обучающихся, получивших «2», умножить на 2;
сумму всех полученных данных разделить на количество обучающихся, выполнявших
работу.
8. Права и ответственность участников мониторинговых исследований качества
образования
8.1. Субъекты образовательного процесса Школы имеют право на конфиденциальность
информации.
8.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или
научно-методической целью.
8.3. За качество мониторинга несут ответственность:
за дидактический мониторинг - заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
за воспитательный мониторинг - заместитель директора по воспитательной работе;
за психолого-педагогический мониторинг – педагог-психолог;
за медицинский мониторинг - медицинский работник школы, классный руководитель;
за управленческий мониторинг – директор Школы.
9. Итоги мониторинга
9.1. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются
в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые
рекомендации.
9.2. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета,
совещаниях при директоре, школьных методических объединений.