МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МКУ "Управление образования Администрации города Феодосии" Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Школа №14 г. Феодосии Республики Крым" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Замдиректора по УВР Директор МБОУ школа №14 _____________________ ________________________ С.Ю.Фисенко И.А.Белицкая Приказ № 157 от «30» августа 2024 г. __________________ О.О.Юрина Протокол № 1 от «12 августа» 2024 г. от «20» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» 10 класс Феодосия 2024 Пояснительная записка Программа курса «Решение биологических задач» предназначен для учащихся 10классов (1 час в неделю) Актуальность умения решать биологические задачи возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с необходимостью применять знания, полученные на уроках и внеурочных занятиях, на практике. Программа «Решение биологических задач» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности, а также носит практико-ориентированный характер. Важная роль отводится практической направленности программы как возможности качественной подготовки к заданиям ЕГЭ. Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни. Решение задач позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Особый акцент в программе данного курса сделан на выполнение разнообразных заданий по молекулярной биологии, а также задач по генетике, клеточному уровню организации живой природы. Курс тесно связан с уроками общей биологии и рекомендован учащимся, которые увлекаются биологией и готовятся к поступлению, соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Генетические, молекулярные задачи включены в кодификаторы ЕГЭ по биологии, причем в структуре экзаменационной работы считаются заданиями повышенного уровня сложности. Программа демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Цель: углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни и научить решать задачи по молекулярной биологии и генетике разного уровня сложности. Задачи: - расширить и углубить знания по молекулярной биологии и генетике; - развивать общеучебные и интеллектуальные умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты, анализировать полученные результаты, выявлять причинноследственные связи, обобщать факты, делать выводы - совершенствовать умение решать текстовые и тестовые задачи; - воспитывать на примере новейших открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы. Содержание курса тесным образом связано с программным материалом разделов биологии, изучаемых в основной и старшей школах: основ цитологии, молекулярной биологии, биохимии, генетики Планируемые результаты освоения курса «Решение генетических задач». Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения программы внеурочной деятельности «Решение биологических задач» -уметь реализовывать теоретические познания на практике; -видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; -проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; -испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым-биологам, генетикам -признавать право каждого на собственное мнение; -формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание биологической науки; -проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; -уметь отстаивать свою точку зрения; -критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; -уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности -умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в предметной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета -знают символику, которая используется при решении задач;характеризуют опыт учащихся в предметной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета -знают символику, которая используется при решении задач; Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Познавательная деятельность Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения. Информационно-коммуникативная деятельность Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Содержание программы 10 класс. Тема 1. Решение задач по молекулярной биологии (10ч.) Ведение. Белки. Белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке.Решение задач по теме белки. Биосинтез белка: код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка, решение задач. Нуклеиновые кислоты: сравнительная характеристика ДНК и РНК, решение задач. Энергетический обмен:метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание, решение задач. Способы деления клеток: митоз, мейоз. Основные этапы, фазы, их особенности. Решение задач. Тема 2. Решение задач по генетике (23 ч.) Генетические символы и термины. Законы Г. Менделя: (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании), задачи на законы Менделя, решение задач на моно – и дигибридное скрещивание повышенной сложности. Неполное доминирование: решение задач повышенной сложности. Наследование групп крови. Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач на сцепленное с полом наследование. Решение комбинированных задач. Взаимодействие генов: (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию. Закон Т. Морганарешение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт. Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом, решение задач по генетике популяций. Генетика человека: термины и символы, решение Распределение учебных часов по разделам (10 класс) Количество (всего) часов Контроль знаний № Разделы учебной программы 1 Решение задач биологии 2 Решение задач по генетике 23 Итоговое занятие 1 1 Итого 34 1 по молекулярной 10