РП Решение биологических задач 10 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКУ "Управление образования Администрации города Феодосии"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Школа №14 г. Феодосии Республики Крым"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Замдиректора по УВР

Директор МБОУ школа №14

_____________________

________________________

С.Ю.Фисенко

И.А.Белицкая
Приказ № 157
от «30» августа 2024 г.

__________________
О.О.Юрина
Протокол № 1
от «12 августа» 2024 г.

от «20» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
10 класс

Феодосия 2024

Пояснительная записка
Программа курса «Решение биологических задач» предназначен для учащихся 10классов
(1 час в неделю)
Актуальность умения решать биологические задачи возрастает в связи с введением ЕГЭ по
биологии, а также с необходимостью применять знания, полученные на уроках и
внеурочных занятиях, на практике. Программа «Решение биологических задач» не
только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные
общебиологические понятия и закономерности, а также носит практико-ориентированный
характер. Важная роль отводится практической направленности программы как
возможности качественной подготовки к заданиям ЕГЭ.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные
общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических
систем на всех уровнях организации жизни. Решение задач позволяет
также
углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Особый акцент в программе
данного курса сделан на выполнение разнообразных заданий по молекулярной биологии, а
также задач по генетике, клеточному уровню организации живой природы. Курс тесно
связан с уроками общей биологии и рекомендован учащимся, которые увлекаются
биологией и готовятся к поступлению, соответствует требованиям Федерального
Государственного Образовательного Стандарта. Генетические, молекулярные задачи
включены в кодификаторы ЕГЭ по биологии, причем в структуре экзаменационной работы
считаются заданиями повышенного уровня сложности.
Программа демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией.
Цель: углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни и научить решать
задачи по молекулярной биологии и генетике разного уровня сложности.
Задачи:
- расширить и углубить знания по молекулярной биологии и генетике;
- развивать общеучебные и интеллектуальные умения сравнивать и сопоставлять
биологические объекты, анализировать полученные результаты, выявлять причинноследственные связи, обобщать факты, делать выводы
- совершенствовать умение решать текстовые и тестовые задачи;
- воспитывать на примере новейших открытий в биотехнологии убежденность в
познаваемости природы.
Содержание курса тесным образом связано с программным материалом разделов биологии,
изучаемых в основной и старшей школах: основ цитологии, молекулярной биологии,
биохимии, генетики
Планируемые результаты освоения курса «Решение генетических задач».
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения программы внеурочной
деятельности «Решение биологических задач»
-уметь реализовывать теоретические познания на практике;
-видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым-биологам, генетикам
-признавать право каждого на собственное мнение;
-формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое
знание биологической науки;
-проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-уметь отстаивать свою точку зрения;
-критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
-уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами
как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности
-умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в предметной деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
-знают символику, которая используется при решении задач;характеризуют опыт учащихся
в предметной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета
-знают символику, которая используется при решении задач;
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных
связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья;
выделение характерных причинно-следственных связей.Определение адекватных способов
решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных
алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного
из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно
отказываться от образца, искать оригинальные решения.
Информационно-коммуникативная деятельность
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы
данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками
контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих
действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального
состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Оценивание
своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена
общества и учебного коллектива.
Содержание программы 10 класс.
Тема 1. Решение задач по молекулярной биологии (10ч.)
Ведение. Белки. Белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в
клетке.Решение задач по теме белки. Биосинтез белка: код ДНК, транскрипция, трансляция
– динамика биосинтеза белка, решение задач. Нуклеиновые кислоты: сравнительная
характеристика ДНК и РНК, решение задач. Энергетический обмен:метаболизм,
анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена:
подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание, решение задач. Способы деления клеток:
митоз, мейоз. Основные этапы, фазы, их особенности. Решение задач.
Тема 2. Решение задач по генетике (23 ч.)
Генетические символы и термины. Законы Г. Менделя: (закономерности, установленные
Менделем при моно - и дигибридном скрещивании), задачи на законы Менделя, решение
задач на моно – и дигибридное скрещивание повышенной сложности. Неполное
доминирование: решение задач повышенной сложности. Наследование групп крови.
Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: (хромосомное и нехромосомное
определение пола в природе), решение задач на сцепленное с полом наследование. Решение
комбинированных задач. Взаимодействие генов: (взаимодействие аллельных и
неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия:
комплементарность, эпистаз, полимерию. Закон Т. Морганарешение задач на кроссинговер,
составление хромосомных карт. Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и

Вайнбергом, решение задач по генетике популяций. Генетика человека: термины и
символы, решение
Распределение учебных часов по разделам (10 класс)
Количество
(всего)

часов Контроль знаний

№

Разделы учебной программы

1

Решение задач
биологии

2

Решение задач по генетике

23

Итоговое занятие

1

1

Итого

34

1

по

молекулярной 10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».