Устав МБОУ школа № 14

УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА № 14 г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

г.Феодосия
2014

2

Содержание
1.

Общие положения...................................................................................... 3

2.
3.

Предмет, цели, задачи, виды основной и иной деятельности
4
Образовательная деятельность.................................................... ............ 8

4.

Управление Образовательным учреждением.......................................13

5.

Имущество. Хозяйственная деятельность и финансовое
обеспечение Образовательного учреждения.................... .............. 22

6.

Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

24

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Феодосийская общеобразовательная школа I - III ступеней № 14 Феодосийского го­
родского совета Автономной Республики Крым (код ЕГРПОУ 30225892) была зарегистриро­
вана 05.08.2003 года Государственной регистрационной службой исполнительного комитета
Феодосийского городского совета № 11451050001000265.
1.2. Во исполнение положений Федерального конституционного закона от 21 марта
2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в
составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального
значения Севастополя", решения 8 сессии Феодосийского городского совета Республики
Крым 1 созыва от 12.12.2014г. № 137 «О приведении учредительных документов комму­
нальных учреждений, организаций в соответствие с законодательством Российской Федера­
ции»

постановлением

Администрации

города

Феодосии

Республики

Крым

от

23.12.2014г. № _17 «О переименовании и приведении учредительных документов Феодосий­
ской общеобразовательной школы I - III ступеней № 14 Феодосийского городского совета в
соответствие с законодательством Российской Федерации» принято решение о включении
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ш кола № 14 г.Феодосии
Республики Крым» (далее - Образовательное учреждение) в Единый государственный реестр
юридических лиц.
1.3. Полное наименование Образовательного учреждения - Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Ш кола № 14 г.Феодосии Республики Крым».
Сокращенное наименование Образовательного учреждения: МБОУ школа № 14.
Организационно-правовая форма: учреждение.
Тип учреждения: бюджетное.
Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.
1.4. Образовательное учреждение является некоммерческой организацией, созданной
для оказания услуг в сфере образования, и не ставит извлечение прибыли основной целью
своей деятельности.
1.5. Учредителем Образовательного учреждения является Муниципальное образование
городской округ Феодосия Республики Крым, функции и полномочия Учредителя осуществ­
ляет Администрация города Феодосии Республики Крым (далее - Учредитель).
1.6.Место нахождения Образовательного учреждения:
Ю ридический адрес: 298114, Российская Федерация, Республика Крым, г. Феодосия,
ул. Федько, 7.
Фактический адрес: 298114, Российская Федерация, Республика Крым, г. Феодосия,
ул. Федько, 7.
1.7.Образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией

Российской Федерации, федеральными конституционными законами,

федеральными

законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией
Республики Крым, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым,
Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, муни­
ципальными правовыми актами, а также настоящим Уставом.
1.8. Образовательное учреждение является юридическим лицом с момента его государ­
ственной регистрации, имеет право открывать счета в рублях в кредитных организациях и
(или) лицевые счета в территориальных органах Управления казначейской службы Республи­
ки Крым, открытие и ведение которых осуществляется в порядке, установленном Федераль­
ным законодательством; Образовательное учреждение имеет печать со своим наименованием
на русском языке, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности.
1.9. Образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в соответ­
ствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими норма­
тивными правовыми актами Российской Федерации.
1.10. Учреждение имеет самостоятельный баланс, план финансово-хозяйственной дея­
тельности.
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,
ВИДЫ ОСНОВНОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация кон­
ституционного права граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан на по­
лучение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего
общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охра­
ны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития
личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразова­
нии и получении дополнительного образования.
2.2. Целями деятельности Образовательного учреждения является осуществление об­
разовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, дополнительное и дошкольное образование.
2.3. Основными задачами Образовательного учреждения является создание условий:
2.3.1. для реализации гражданами Российской Федерации независимо от пола, расы, на­
циональности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного поло­
жения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­
ным объединениям, а также других обстоятельств, гарантируемого государством права на
получение общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего об-

5

разования;
2.3.2. для обеспечения преемственности основных образовательных программ началь­
ного общего, основного общего, среднего общего образования;
2.3.3. для формирования общей культуры духовно-нравственной личности обучающего­
ся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,
их адаптации к жизни в обществе;
2.3.4. для развития индивидуальных способностей каждого обучающегося на основе
достижения соответствующего образовательного уровня;
2.3.5. для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образова­
тельных программ;
2.3.6. гарантирующих охрану здоровья обучающихся;
2.3.7. для развития личности, ее самореализации и самоопределения;
2.3.8. для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2.3.9. для реализации основных задач Образовательное учреждение свободно в опреде­
лении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных
технологий по реализуемым им образовательным программам. Обладает автономией, под ко­
торой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, админист­
ративной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных норма­
тивных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Феде­
рации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уста­
вом.
2.4. Для выполнения муниципальной услуги по предоставлению начального общего, ос­
новного общего, среднего общего образования Образовательное учреждение осуществляет
следующие основные виды деятельности:
^

по начальному общему образованию;

^

по основному общему образованию;
по среднему общему образованию;
по дополнительному образованию детей по дополнительным общеразвивающим
программам

художественно-эстетической,

естественнонаучной,

военно-

патриотической и физкультурно-оздоровительной направленности.
2.5. Образовательное учреждение осуществляет иные виды деятельности, не противо­
речащие целям создания Образовательного учреждения:
^

организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с
круглосуточным или дневным пребыванием);

^

реализацию адаптированных образовательных программ для детей с ограничен-

б

ными возможностями здоровья, в том числе индивидуальное обучение на дому;
^

организацию профильного обучения различной направленности на третьей сту­
пени с целью индивидуализации обучения и социализации обучающихся;

^

организацию питания обучающихся и работников образовательного учреждения:

^

организацию досуговой деятельности обучающихся;

^

предоставление учебников;

^

обеспечение проведения государственной итоговой аттестации основного обще­
го и среднего общего образования;

^

предоставление информационных ресурсов;

^

обеспечение безопасности обучающихся в Образовательном учреждении во вре­
мя образовательного и воспитательного процессов;

^

дополнительные платные услуги;

^

иную деятельность, приносящую доход.

2.6. Образовательное учреждение вправе сверх установленного муниципального (госу­
дарственного) задания, оказывать услуги, относящиеся к ее основным видам деятельности
для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг
условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим орга­
ном, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено фе­
деральными законами.
2.7. Образовательное учреждение вправе вести консультационную, просветительскую
и иную не противоречащую целям создания Образовательного учреждения деятельность.
Порядок и условия оказания услуг, не относящихся к основной деятельности Образова­
тельного учреждения, устанавливаются Положением об оказании Образовательным учреж­
дением услуг, не относящихся к основным видам деятельности.
Порядок предоставления Образовательным учреждением платных образовательных
услуг регламентируется законодательством Российской Федерации.
2.8. В Образовательном учреждении обеспечивается равный доступ к образованию обу­
чающихся, в том числе с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей каждого.
2.9. Образовательное учреждение формирует открытые и общедоступные информаци­
онные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности, и обеспечивает доступ к та­
ким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в
том числе на официальном сайте Образовательного учреждения в сети Интернет.
2.10. Деятельность Образовательного учреждения регламентируется нормативными
правовыми актами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним иными ло­
кальными нормативными актами.

7

Для обеспечения уставной деятельности Образовательное учреждение издаёт следую­
щие виды локальных актов:
•

приказы и распоряжения директора Образовательного учреждения;

•

положения;

•

правила;

•

инструкции, в том числе должностные;

•

договоры.

Локальные акты Образовательного учреждения не могут противоречить действующему
законодательству и настоящему Уставу.
Локальные нормативные акты принимаются по согласованию с коллегиальным орга­
ном (педагогическим советом) и утверждаются приказом Директора Образовательного учре­
ждения.
Устанавливается особый порядок принятия локальных актов, касающихся оплаты тру­
да,

локальных актов, касающихся ведения приносящей доход деятельности, либо безвоз­

мездных поступлений в Образовательное учреждение.
2.11. Медицинское обслуживание обучающихся в Образовательном учреждении обес­
печивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за Обра­
зовательным учреждением и наряду с администрацией Образовательного учреждения и педа­
гогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических
мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обу­
чающихся. Образовательное учреждение предоставляет соответствующие помещения для
медицинского обслуживания обучающихся и работников Образовательного учреждения и
прохождения ими медицинского обследования в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Работа медицинского ка­
бинета регламентируется Положением о медицинском кабинете.
2.12. Создание условий для организация питания обучающихся возлагается на Образо­
вательное учреждение. Образовательное учреждение выделяет помещение для питания обу­
чающихся, создаёт необходимые условия для работы организации общественного питания.
Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для
питания обучающихся. Питание регулируется Положением об организации горячего питания
учащихся.
2.13. Образовательное учреждение по согласованию с Учредителем может иметь струк­
турные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с
учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, форм обу­
чения и режима деятельности.
В Образовательном учреждении могут функционировать объекты инфраструктуры:

8

пришкольная спортивная площадка (стадион), столовая, мастерские, тир.
2.14. Образовательное учреждение обеспечивает охрану здоровья обучающихся в соот­
ветствии с действующим законодательством.
2.15. Образовательное учреждение вправе осуществлять международное сотрудничест­
во в области образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и меж­
дународными договорами Российской Федерации.
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.1. Образовательное учреждение реализует следующие основные общеобразователь­
ные программы:
основная общеобразовательная программа начального общего образования

(1-4

классы, нормативный срок освоения 4 года);
^

основная общеобразовательная программа основного общего образования (5-9
классы, нормативный срок освоения 5 лет);
основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образова­
ния (10-11 классы, нормативный срок освоения 2 года).

3.2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
разрабатываются по уровням образования. Федеральными государственными образователь­
ными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования с учетом различ­
ных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обу­
чающихся.
3.3. Образовательное учреждение реализует образовательные программы в соответст­
вии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной Образователь­
ному учреждению лицензирующим органом.
3.4. Образовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность по
имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, разрабатывает обра­
зовательную программу в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы.
Образовательная программа, разрабатываемая Образовательным учреждением, обсуж­
дается и принимается на Педагогическом совете Образовательного учреждения и утвержда­
ется директором Образовательного учреждения.
Образовательное учреждение несет ответственность за выбор образовательных про­
грамм, принятых к реализации.
3.5.

Обучение в Образовательном учреждении осуществляется на русском языке. Мо­

жет вводиться преподавание, изучение государственных языков (украинского и крымскота-

9
тарского) Республики Крым и обучение на этих языках в соответствии с законодательством.
3.6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответ­
ствующим образовательным программам различного уровня и (или) направленности или по
соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­
правовому регулированию в сфере образования.
3.7. Обучение в Образовательном учреждении осуществляется в очной, очно-заочной,
заочной формах. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.
3.8. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного об­
разования или самообразования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккре­
дитации образовательной программе, проходят промежуточную и государственную итоговую
аттестацию в Образовательном учреждении экстерном в порядке, установленном действую ­
щим законодательством.
3.9. Образовательное учреждение вправе использовать электронные и дистанционные
образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установлен­
ном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность как само­
стоятельно, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ. Исполь­
зование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании
договора.
При реализации образовательных программ Образовательное учреждение вправе при­
менять форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном прин­
ципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов,
использовании соответствующих образовательных технологий.
3.10. Образовательное учреждение вправе осуществлять обучение обучающихся с огра­
ниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных
для обучения указанных обучающихся.
3.11. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать Образовательное учреждение, на основании заключе­
ния медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представите­
лей) обучение по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования организуется на дому в соответствии с действующим законода­
тельством. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения за­
нятий на дому. Порядок проведения занятий регламентируется Положением об организации

10

индивидуального обучения на дому.
3.12. Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования являются преемственными.
3.13. Начальное общее образование направлено на формирование личности учащегося,
развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной
деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятель­
ности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, куль­
турой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
3.14. Основное общее образование направлено на становление и формирование лично­
сти учащегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового об­
раза жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение осно­
вами наук, государственным языком РФ, навыками умственного и физического труда, разви­
тие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
3.15. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирова­
ние личности учащегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучаю­
щегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индиви­
дуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, под­
готовку учащегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолже­
нию образования и началу профессиональной деятельности.
3.16. При освоении программ среднего общего образования учащиеся мужского пола
проходят подготовку по основам военной службы в соответствии с федеральным государст­
венным образовательным стандартом среднего общего образования.
Подготовка учащихся мужского пола по основам военной службы предусматривает
проведение с ними учебных сборов.
3.17. Организация образовательной деятельности по образовательным программам на­
чального общего, основного общего и среднего общего образования с учетом образователь­
ных потребностей и интересов учащихся, может быть основана на дифференциации содержа­
ния, обеспечивающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных об­
ластей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
3.18. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее обра­
зование являются обязательными уровнями образования. Учащиеся, не освоившие основной
образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не
допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязатель­
ности среднего общего образования применительно к конкретному учащемуся сохраняет си­
лу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было
получено им ранее.

11

3.19. В Образовательном учреждении при реализации образовательных программ на­
чального общего, основного общего образования, могут быть созданы условия осуществле­
ния присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
3.20. Образовательное учреждение реализует следующие дополнительные общеобразо­
вательные развивающие программы следующих направленностей:
физкультурно-оздоровительной,
^

художественно-эстетической,

^

военно-патриотической,

■/

естественнонаучной.

3.21. Дополнительное образование обучающихся направлено на формирование и разви­
тие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потреб­
ностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организа­
цию их свободного времени. Дополнительное образование обучающихся обеспечивает их
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и под­
держку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразователь­
ные программы для обучающихся должны учитывать возрастные и индивидуальные особен­
ности детей.
3.22. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются обу­
чающиеся без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено
спецификой реализуемой образовательной программы.
3.23. Образовательное учреждение принимает локальные нормативные акты по основ­
ным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе,
регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, порядок
создания и организации работы профильных классов, формы, периодичность и порядок те­
кущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, обучение по ин­
дивидуальному учебному плану (в том числе ускоренному обучению) в пределах осваивае­
мых образовательных программ, порядок и основания перевода, отчисления и восстановле­
ния обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения от­
ношений между Образовательным учреждением и обучающимися и (или) родителями (за­
конными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
3.24. Режим работы Образовательного учреждения устанавливается на каждый учебный
год с учетом санитарных норм и правил, сменности занятий, лицензионных правил.
3.25. Приём граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданст­
ва в Образовательное Учреждение регламентируется порядком приема граждан на обучение
по образовательным программам соответствующего уровня образования, установленным фе-

12

деральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госу­
дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и По­
ложением о приеме граждан в Образовательное учреждение.
3.26. Перевод обучающихся в следующий класс, а также с образовательной программы
предыдущего уровня на следующий уровень общего образования осуществляется в соответ­
ствии с действующим законодательством и производится по решению Педагогического сове­
та Образовательного учреждения.
3.27. Освоение образовательных программ основного общего и среднего общего обра­
зования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является госу­
дарственной итоговой аттестацией.
3.28. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттеста­
ции по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых фор­
мах определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий акаде­
мической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуаль­
ный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итого­
вой аттестации по соответствующим образовательным программам.
3.29. Обучающимся Образовательного учреждения после прохождения ими государст­
венной итоговой аттестации выдается документ, оформленный по образцу, установленному
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке го­
сударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.30. Обучающимся, не прошедшим государственной итоговой аттестации или полу­
чившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также
лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из Образователь­
ного учреждения, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, само­
стоятельно устанавливаемому Образовательным учреждением.
3.31. Дисциплина в Образовательном учреждении поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства обучающихся, педагогов. Применение методов физического и
(или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
По решению Образовательного учреждения за неисполнение или нарушение настояще­
го Устава, правил внутреннего распорядка обучающихся и иных локальных нормативных ак­
тов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающим-

13

ся допускается применение меры дисциплинарного взыскания

в соответствии с действую­

щим законодательством.
Применение и снятие с обучающихся мер дисциплинарного взыскания осуществляется
в порядке, установленном действующим законодательством.
3.32. Запрещается привлекать обучающихся без их согласия (несовершеннолетних обу­
чающихся без согласия их родителей (законных представителей)) к труду, не предусмотрен­
ному образовательными программами.
3.33. Принуждение обучающихся к вступлению в общественные объединения, в том
числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих
объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
4.1. Управление Образовательным учреждением осуществляется на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности.
4.2. Единоличным исполнительным органом Образовательного учреждения является
Директор, который осуществляет текущее руководство его деятельностью. Директор прини­
мает решения самостоятельно, если иное не установлено настоящей главой, и выступает от
имени Образовательного учреждения без доверенности.
4.3. Директор назначается Учредителем, на срок, который определяется Учредителем.
4.4. Функции и полномочия Учредителя:
4.4.1. формирование и утверждение муниципального задания для Образовательного уч­
реждения в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью и финан­
совое обеспечение выполнения этого задания;
4.4.2. утверждение и согласование Устава Образовательного учреждения, изменений и
дополнений к нему;
4.4.3. закрепление за Образовательным учреждением определенной территории муни­
ципального образования городского округа Феодосия Республики Крым для учета детей, под­
лежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования;
4.4.4. утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности Образовательного уч­
реждения, внесение в него изменений;
4.4.5. сбор и обобщение отчетности по формам государственного статистического на­
блюдения, утвержденным законодательством Российской Федерации, а также формам отчет­
ности, утвержденным Учредителем;
4.4.6. осуществление контроля за соблюдением законодательства в образовательной и

14

финансово-хозяйственной деятельности Образовательного учреждения;
4.4.7. контроль за сохранностью и эффективным использованием имущества и земель­
ного участка, закрепленного Учредителем за Образовательным учреждением;
4.4.8. подготовка экспертного заключения сдачи в аренду помещений и иного имущест­
ва, закрепленного за Образовательным учреждением на праве оперативного управления;
4.4.9. установление ограничений на отдельные виды приносящей доход деятельности
Образовательного учреждения, приостановка иной приносящей доход деятельности, в случае,
если она идет в ущерб основной образовательной деятельности, финансируемой за счет
средств бюджета;
4.4.10. участие в работе органов самоуправления Учреждения;
4.4.11. обеспечение содержания здания Учреждения, обустройство прилегающей к нему
территории;
4.4.12. другие права и функции в соответствии с законодательством Российской Феде­
рации.
4.5. К компетенции директора относятся:
4.5.1. организация разработки и принятие локальных нормативных актов, индивидуаль­
ных распорядительных актов;
4.5.2. распоряжение средствами и имуществом Образовательного учреждения в поряд­
ке, определенном настоящим Уставом, действующим законодательством;
4.5.3. заключение договоров (контрактов), выдача доверенности;
4.5.4. утверждение правил внутреннего трудового распорядка (с учетом мнения пред­
ставительного органа работников);
4.5.5. организация и контроль работы административно-управленческого аппарата;
4.5.6. организация работы по исполнению законодательных актов и нормативных доку­
ментов;
4.5.7 материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудова­
ние помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в
том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандарта­
ми;
4.5.8. установление штатного расписания;
4.5.9. осуществление подбора, приема на работу и расстановки работников Образова­
тельного учреждения и несет ответственность за уровень их квалификации;
4.5.10. увольнение, поощрение и наложение взыскания на работников Образовательного
учреждения, выполнение иных функций работодателя;
4.5.11. организация проведения тарификации работников Образовательного учрежде­
ния;

15

4.5.12. установление ставок и должностных окладов работникам в соответствии с дей­
ствующим законодательством;
4.5.13. утверждение надбавок и доплат к должностным окладам работников в соответ­
ствии с локальными нормативными актами Образовательного учреждения;
4.5.14. в установленном порядке предоставление бухгалтерской и статистической от­
четности в соответствующие органы, определенные законодательством;
4.5.15. составление и предоставление на утверждение Общему собранию работников
Образовательного учреждения ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых
и материальных средств Образовательного учреждения, а также отчета о результатах самообследования;
4.5.16. утверждение образовательных программ;
4.5.17. обеспечение осуществления образовательного процесса в соответствии с на­
стоящим Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации,
4.5.18. организация разработки программы развития Образовательного учреждения;
4.5.19. прием обучающихся в Образовательное учреждение;
4.5.20. изменение образовательных отношений с обучающимися;
4.5.21. прекращение образовательных отношений с обучающимися;
4.5.22. организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся, установления их форм, периодичности и порядка проведения ;
4.5.23. организация индивидуального учета результатов освоения учащимися образова­
тельных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумаж­
ных и (или) электронных носителях;
4.5.24. обеспечение безусловного выполнения федеральных государственных образова­
тельных стандартов;
4.5.25. организация проведения самообследования, обеспечение функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
4.5.26. создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации
питания обучающихся и работников;
4.5.27. обеспечение безопасных условий и охраны труда;
4.5.28. создание условий для занятия учащимися физической культурой и спортом;
4.5.29. организация приобретения бланков документов об образовании;
4.5.30. содействие деятельности общественных объединений учащихся, их законных
представителей, осуществляемой в Образовательном учреждении и не запрещенной законо­
дательством РФ;
4.5.31. обеспечение создания и ведения официального сайта Образовательного учреж­
дения в сети Интернет;

16

4.5.32. обеспечение реализации учащимися академических прав и мер социальной под­
держки;
4.5.33. обеспечение реализации педагогическими работниками академических прав и
свобод, а также трудовых прав и социальных гарантий;
4.5.34. организация ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерско­
го учета;
4.5.35. право приостановления выполнения решений коллегиальных органов управле­
ния или наложения вето на их решения, противоречащие действующему законодательству,
настоящему уставу и иным локальным нормативным актам;
4.5.36. решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию
коллегиальных органов управления Образовательным учреждением, определенную дейст­
вующим законодательством и настоящим Уставом;
4.5.37. несет персональную ответственность за деятельность Образовательного учреж­
дения, в том числе за выполнение государственного задания, за нецелевое использование
бюджетных средств, за невыполнение обязательств Образовательного учреждения как полу­
чателя бюджетных средств;
4.5.38. осуществление в соответствии с действующим законодательством иных функций
и полномочий, вытекающих из целей, предмета и содержания уставной деятельности Образо­
вательного учреждения.
4.6. Формами коллегиального управления являются:
4.6.1. Общее собрание работников Образовательного учреждения;
4.6.2. Педагогический совет;
4.6.3. Управляющий совет.
4.7. Общее собрание работников Образовательного учреждения (далее - Собрание) яв­
ляется постоянно действующим высшим органом коллегиального управления. В заседании
Собрания имеют право принимать участие все работники Образовательного учреждения.
4.7.1. Собрание созывается по мере надобности, но не реже одного раза в год. Инициа­
тором созыва Собрания может быть учредитель, директор, профессиональный союз или не
менее одной трети работников.
4.7.2. Ведение Собрания осуществляет директор. Директор вправе привлекать к уча­
стию в Собрании любых юридических и (или) физических лиц.
4.7.3. Заседание Собрания правомочно, если на нем присутствует более половины ра­
ботников Образовательного учреждения.
4.7.4. Решения Собрания принимаются открытым голосованием простым большинством
голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является го­
лос директора. В случае если директор не согласен с решением Собрания, он выносит вопрос

17

на рассмотрение учредителя.
4.7.5. Решение Собрания по вопросам его исключительной компетенции принимается
2/3 голосов его членов, присутствующих на заседании.
4.7.6. Решения Собрания, принятые в пределах его полномочий, являются обязательны­
ми для всех участников образовательных отношений.
4.7.7. Протоколы Собрания в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Школе
ведет секретарь Собрания, избираемый из числа присутствующих на заседании открытым
голосованием простым большинством голосов.
4.7.8. Протоколы хранятся в составе отдельного дела в канцелярии Образовательного
учреждения.
4.7.9. Ответственность за делопроизводство возлагается на директора.
4.7.10. К компетенции Собрания относятся:
^

утверждение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и
материальных средств Образовательного учреждения, а также отчета о результа­
тах самообследования;

^

принятие правил внутреннего трудового распорядка Образовательного учрежде­
ния;

^

рассмотрение и принятие проекта новой редакции Устава Образовательного уч­
реждения, проектов изменений и дополнений, вносимых в Устав;

^

рассмотрение и обсуждение вопросов стратегии развития Образовательного уч­
реждения;

^

рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения
и оснащения образовательного процесса;

^

заслушивание отчетов директора Образовательного учреждения и коллегиаль­
ных органов управления Образовательного учреждения по вопросам их деятель­
ности;

^

выборы работников в Комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;

^

принятие Положения об Управляющем совете Образовательного учреждения;

'ґ выборы работников в Управляющий совет Образовательного учреждения;
^

избрание профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации, которой
поручает формирование представительного органа на переговорах с работодате­
лем при заключении коллективного договора, если ни одна из первичных проф­
союзных организаций не объединяет более половины работников Образователь­
ного Учреждения;
рассмотрение и согласование коллективного договора;

18

^

выдвижение кандидатур для награждения грамотами, отраслевыми и государст­
венными наградами

^

рассмотрение иных вопросов деятельности Образовательного учреждения, выне­
сенных на рассмотрение директором Образовательного учреждения, коллегиаль­
ными органами управления Образовательного учреждения.

^

контроль за выполнением принятых решений.

4.8. Общее руководство образовательным процессом осуществляет постоянно дейст­
вующий педагогический совет. В его состав входят все педагогические работники. К своей
деятельности педагогический совет может привлекать любых юридических и физических
лиц.
4.8.1. Заседания педагогического совета проводятся не реже одного раза в четверть.
4.8.2. Решение педагогического совета является правомочным, если на его заседании
присутствуют более половины его членов. Решения на заседаниях педагогического совета
принимаются простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. В
случае равенства голосов решающим является голос директора Образовательного учрежде­
ния. В случае если директор не согласен с решением педагогического совета, он выносит во­
прос на рассмотрение учредителя.
4.8.3. Решения педагогического совета, принятые в пределах его полномочий и введен­
ные в действие приказом директора, являются обязательными для всех участников образова­
тельных отношений.
4.8.4. Председателем педагогического совета является директор (лицо, исполняющее
его обязанности), который обязан приостановить выполнение решений совета или наложить
вето на решения, противоречащие действующему законодательству, нормативным докумен­
там, настоящему уставу и иным локальным нормативным актам. Порядок деятельности педа­
гогического совета определяется Положением о педагогическом совете.
4.8.5. К компетенции педагогического совета относятся:
^

принятие Образовательной программы Образовательного учреждения;

^

принятие локальных нормативных актов, регламентирующих образовательный
процесс Образовательного учреждения (годовой учебный план, годовой учебный
график, план работы Образовательного учреждения, основные образовательные
программы и т.д.);

^

организация и совершенствование методического обеспечения образовательного
процесса, инновационной деятельности;
разработка и принятие образовательных программ;

^

рассмотрение организации и осуществления образовательного процесса в соот­
ветствии с настоящим Уставом, полученной лицензией на осуществление обра-

19
зовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации;
^

внедрение в практику достижений педагогической науки, передового педагоги­
ческого опыта, прогрессивных педагогических технологий;
расширение и углубление образования обучающихся Образовательного учреж­
дения по всем аспектам содержания образования путем открытия специальных,
дополнительных и факультативных курсов, внедрения индивидуальных и груп­
повых программ в соответствии с программой развития Образовательного учре­
ждения;

^

рассмотрение вопросов своевременности предоставления отдельным категориям
обучающихся дополнительных мер социальной поддержки и видов материально­
го обеспечения, предусмотренных действующим законодательством;

^

перевод обучающихся в следующий класс, а также с образовательной программы
предыдущего уровня на следующий уровень общего образования;
рассмотрение и выработка предложений по улучшению работы по обеспечению
питанием и медицинскому обеспечению обучающихся и работников Образова­
тельного учреждения;

^

рассмотрение и формирование предложений по улучшению деятельности педа­
гогических организаций и методических объединений;

^

^

принятие решения о допуске обучающихся к государственной итоговой аттеста­
ции;
определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным пе­
речнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, а также учебных пособий, до­
пущенных к использованию при реализации указанных образовательных про­
грамм;

^

формирование требований к библиотечному фонду по всем входящим в реали­
зуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дис­
циплинам (модулям);

^

организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

^

принятие решения о применении безотметочных и иных систем контроля успе­
ваемости обучающихся;

^

установление требований к одежде обучающихся с учетом мнения родителей и
учащихся;

20

^

организация научно-методической работы, в том числе организация и проведе­
ние научных и методических конференций, семинаров;

^

награждение учащихся в соответствии с действующим законодательством;

^

контроль за реализацией своих решений.

4.9. К компетенции Управляющего совета относится:
^

решение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения Образо­
вательного учреждения;

^

привлечение для осуществления уставной деятельности Образовательного учре­
ждения дополнительных источников финансового обеспечения и материальных
средств;
принятие и представление Администрации города Феодосии и общественности
ежегодного отчета о поступлении и расходовании средств;

^

принимает участие в обсуждении перспективной программы развития Образова­
тельного Учреждения;
согласовывает школьный компонент государственного образовательного стан­
дарта общего образования и профили обучения;
вносит предложения по установке режима занятий обучающихся, в том числе
продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время на­
чала и окончания занятий;
принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одеж­
ды обучающихся;

^

рассмотрение и выработка предложений по улучшению работы по обеспечению
питанием и медицинскому обеспечению обучающихся и работников Образова­
тельного учреждения;

^

регулирование в Образовательном учреждении разрешенной законом деятельно­
сти общественных (в том числе молодежных) организаций;

^

иные функции, определяемые целями, задачами и содержанием уставной дея­
тельности Образовательного учреждения.

4.9.1. В состав Управляющего совета входят 3 работника Образовательного учрежде­
ния, 3 представителя родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучаю­
щихся Образовательного учреждения, 2 представителя обучающихся 8-11 классов Образова­
тельного учреждения. Директор Образовательного учреждения является неизбираемым чле­
ном Управляющего совета. Работники Образовательного учреждения для работы в Управ­
ляющем совете выбираются на Общем собрании сроком на 3 года.
Представители родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающих­
ся избираются на общем собрании родителей (законных представителей) несовершеннолет-

них обучающихся Образовательного учреждения сроком на 1 год.
Представители обучающихся Образовательного учреждения избираются на совете обу­
чающихся Образовательного учреждения сроком на 1 год.
На первом заседании Управляющий совет избирает председателя и заместителя предсе­
дателя, который исполняет функции председателя в случае его отсутствия. Директор Обра­
зовательного учреждения и члены Управляющего совета из числа обучающихся не могут
быть избраны председателем Управляющего совета. Для ведения протоколов избирается сек­
ретарь.
4.9.2. Заседания Управляющего совета проводятся не реже 2 раз в год. Управляющий
совет считается полномочным принимать решения при наличии на заседании 3/4 его членов.
Каждый член Управляющего совета имеет один голос, решения Управляющего совета при­
нимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Председатель имеет пра­
во решающего голоса при равенстве голосов в Управляющем совете. Внеочередные заседа­
ния Управляющего совета созываются председателем Управляющего совета или директором
Образовательного учреждения.
В пределах своей компетенции Управляющий совет принимает решения, которые
оформляются протоколом, в котором фиксируется ход обсуждения, принятия решений и раз­
ногласия. Протоколы подписывают председатель и секретарь Управляющего совета. Решения
Управляющего совета после утверждения директором Образовательного учреждения явля­
ются обязательными для всех участников образовательных отношений. Решения Управляю­
щего совета не могут противоречить настоящему Уставу, действующим нормативным актам
Российской Федерации и Республики Крым.
4.10. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несо­
вершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Обра­
зовательным учреждением и при принятии Образовательным учреждением локальных нор­
мативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающих­
ся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогиче­
ских работников в Образовательном учреждении:
>

могут создаваться совет обучающихся, совет родителей (законных представите­
лей) несовершеннолетних обучающихся (родительский комитет);

>

могут действовать профессиональные союзы обучающихся и (или) работников
Образовательного учреждения.

Мнение органов, указанных в настоящем пункте, учитывается при принятии локальных
нормативных актов Образовательного учреждения, затрагивающих права обучающихся и ра­
ботников Образовательного учреждения, а также в иных случаях, предусмотренных дейст­
вующим законодательством об образовании.

22

Порядок деятельности вышеуказанных органов определяются локальными актами Об­
разовательного учреждения.
4.11. В целях урегулирования разногласий по вопросам реализации права на образова­
ние, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника,
применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучаю­
щимся дисциплинарного взыскания в Образовательном учреждении создается Комиссия по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, действующий на
основании Положения.
4.12. Права и обязанности участников учебно-воспитательного процесса определяются
правилами внутреннего распорядка обучающихся, правилами трудового распорядка и други­
ми локальными актами.
ГЛАВА 5. ИМУЩ ЕСТВО. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И Ф И Н А Н С О В О Е
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
5.1. Собственником имущества Образовательного учреждения является муниципаль­
ное образование городской округ Феодосия Республика Крым.
5.2. В целях обеспечения образовательной деятельности имущество закрепляется за
Образовательным учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Граж­
данским кодексом Российской Федерации.
5.3. Земельный участок, необходимый для осуществления уставной деятельности Об­
разовательного учреждения, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) поль­
зования в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
5.4. Образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом,
закрепленным за ним в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целя­
ми деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
5.5. Источники формирования имущества и денежных средств Образовательного уч­
реждения определяются действующим законодательством Российской Федерации.
5.6. Имущество и денежные средства Образовательного учреждения отражаются на
его балансе и используются для достижения целей, определенных настоящим Уставом.
Недвижимое имущество, закрепленное за Образовательным учреждением или приоб­
ретенное за счет средств, выделенных ему за счет средств бюджета Республики Крым на
приобретение этого имущества, а также находящееся у Образовательного учреждения особо
ценное движимое имущество подлежат обособленному учету.
Виды и перечень особо ценного имущества определяются в соответствии с действую­
щим законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

23

5.7. При осуществлении оперативного управления имуществом Образовательное уч­
реждение обязано:
эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного
управления;
обеспечивать сохранность и использование имущества, закрепленного за ним на праве
оперативного управления, строго по целевому назначению;
не допускать ухудшения технического состояния закрепленного на праве оперативно­
го управления имущества (это требование не распространяется на ухудшения, связан­
ные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации);
^

осуществлять амортизацию и восстановление изнашиваемой части имущества, закре­
пленного за ним на праве оперативного управления.

Образовательное учреждение несет ответственность в установленном законом порядке за
сохранность и эффективное использование имущества, закрепленного за Образовательным
учреждением.
5.8. В соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами дея­
тельности Образовательного учреждения и на основании ведомственного перечня муници­
пальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Образовательным учреждением, Адми­
нистрацией города Феодосии Республики Крым формируется и утверждается муниципальное
задание для Образовательного учреждения в порядке, установленном Правительством Рес­
публики Крым.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Образовательным
учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Республики Крым на финансовое
обеспечение выполнения муниципального задания.
Образовательное учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального
задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального за­
дания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем измене­
нии муниципального задания.
5.9. Неиспользованные до конца финансового года средства субсидий, предоставлен­
ных Образовательному учреждению на выполнение муниципального задания, используются
Образовательным учреждением в соответствии с действующим законодательством Россий­
ской Федерации.
5.10. Доходы Образовательного учреждения поступают в самостоятельное распоряже­
ние Образовательного учреждения и используются для достижения целей, ради которых оно
создано.
5.11. Образовательное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в со-

24

ответствии с законодательством Российской Федерации средствами через счета, лицевые сче­
та, открываемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.12. Образовательное учреждение в соответствии с действующим законодательством
вправе получать в качестве дара или пожертвования имущество, не ограниченное для исполь­
зования в гражданском обороте или не изъятое из гражданского оборота, отвечающее целям
деятельности Образовательного учреждения, определенным настоящим Уставом.
5.13. Образовательное учреждение вправе выступать арендодателем и арендатором
имущества на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством Рос­
сийской Федерации.
В случае сдачи в аренду получаемого в установленном порядке недвижимого имуще­
ства или особо ценного движимого имущества, закрепленного за Образовательным учрежде­
нием или приобретенного Образовательным учреждением за счет средств, выделенных ему
на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение такого имущества Администра­
цией города Феодосии Республики Крым не осуществляется.
5.14. Крупная сделка может быть совершена Образовательным учреждением только с
предварительного согласия соответствующего отраслевого органа Администрации города
Феодосии Республики Крым.
5.15. Образовательное учреждение может оказывать физическим и (или) юридическим
лицам платные образовательные услуги, а также осуществлять приносящую доход деятель­
ность не запрещенную действующим законодательством.
5.16. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находя­
щимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним, так
и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за ис­
ключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Образовательным учреж­
дением или приобретенного Образовательным учреждением за счет выделенных средств, а
также недвижимого имущества.
ГЛАВА 6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
6.1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в соответствии с дейст­
вующим законодательством Российской Федерации.
6.2. Ликвидация Образовательного учреждения может осуществляться в соответствии
с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Рес­
публики Крым; по решению судебных органов.
6.3. В случае реорганизации, ликвидации организации, Учредитель обеспечивает пе-

25

ревод воспитанников с согласия их родителей (законных представителей) в другие образова­
тельные организации такого же типа.
6.4. Ликвидация Образовательного учреждения осуществляется в порядке, предусмот­
ренном законодательством Российской Федерации, ликвидационной комиссией (ликвидато­
ром), назначенной органом, принявшим решение о ликвидации.
6.5. При ликвидации Образовательного учреждения его имущество после удовлетво­
рения требований кредиторов направляется на цели развития образования муниципального
образования городской округ Феодосия Республика Крым.

МЕЖРАЙОННАЯ И " ;
НАЛОГОВОЙ СЛУЖБ

,-ЫМ

наименсва .

В Единый г'
юридическ

«

0 */'

____

О4

У І"

4
Р^РО
г р н ____ ЦГ910Л 0 0 М 00
О ГРН .

Оригинал догр егистрирую

з


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».