МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МКУ "Управление образования Администрации города Феодосии" Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Школа №14 г. Феодосии Республики Крым" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Замдиректора по УВР Директор МБОУ школа №14 _____________________ ________________________ С.Ю.Фисенко И.А.Белицкая Приказ № 157 от «30» августа 2024 г. __________________ О.О.Юрина Протокол № 1 от «12 августа» 2024 г. от «20» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 5352155) курса «Занимательная биология» (для обучающихся 5 ) Феодосия 2024 Пояснительная записка Особенности преподавания предмета в данном классе Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса разного уровня подготовки. В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели: - создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности; -обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей. Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»: Образовательные: - Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями. - Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества. Развивающие: - Способствовать развитию потребности общения человека с природой. - Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного. - Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. - Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. - Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе. - Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными. - Развитие монологической устной речи. - Развитие коммуникативных умений. - Развитие нравственных и эстетических чувств. - Развитие способностей к творческой деятельности. Воспитательные: - Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе. - Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли. - Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся. Общая характеристика учебного курса В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика. Программа ориентирована на обучающихся 5 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Место курса в учебном плане Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов. Количество тем регионального содержания – 12; Количество лабораторных работ – 3; Количество экскурсий -2; Количество бесед – 35; Количество тестов – 1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностносмысловыми, коммуникативными; формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы. Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Прогнозируемые результаты Обучающиеся должны знать: - определение основных экологических понятий; - о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем; - многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); - наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии; - основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); - какую пользу приносят представители животного мира; - съедобные и ядовитые растения своей местности; - лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их. - редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области; - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; - современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы; Обучающиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; - ухаживать за домашними животными и птицами; - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения; - ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); - доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; - предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); - наблюдать предметы и явления природы; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - подготовить доклад, презентацию; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. Программа обеспечивает достижение предметных результатов: следующих личностных, метапредметных и Личностные результаты обучения: знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о целостности природы, формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Метапредметные результаты обучения: учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий; формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Предметными результатами обучения являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями. 5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 Тема занятий Интересный мир биологии Занимательные опыты и эксперименты по биологии Познаем себя Итого: Количество часов Всего Теоретич. Практич. 25 13 12 3 0 3 7 0 7 35 14 21