РП Занимательная биология 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКУ "Управление образования Администрации города Феодосии"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Школа №14 г. Феодосии Республики Крым"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Замдиректора по УВР

Директор МБОУ школа №14

_____________________

________________________

С.Ю.Фисенко

И.А.Белицкая
Приказ № 157
от «30» августа 2024 г.

__________________
О.О.Юрина
Протокол № 1
от «12 августа» 2024 г.

от «20» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5352155)
курса «Занимательная биология»
(для обучающихся 5 )

Феодосия 2024

Пояснительная записка
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса разного уровня подготовки.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология»
реализует следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в
биологической деятельности;
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную
на позитивную социализацию и воспитание детей.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая
реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем,
доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей
среды.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными
растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность
учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы,
объединение и организация досуга учащихся.
Общая характеристика учебного курса
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся 5 классов, особенностью которых является активное
общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся
включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как
умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент,
делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий,
структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её
виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в
группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и
практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу
введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает
возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать
развитию любознательности и интереса к предмету.

Место курса в учебном плане
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а
также научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в
неделю, в год – 35 часов.
Количество тем регионального содержания – 12;
Количество лабораторных работ – 3;
Количество экскурсий -2;
Количество бесед – 35;
Количество тестов – 1.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических
знаний.
Биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех
проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе,
познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами
исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
 овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностносмысловыми, коммуникативными;
 формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной
деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к
объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии
с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.

Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям
существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- подготовить доклад, презентацию;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Программа обеспечивает достижение
предметных результатов:

следующих личностных, метапредметных и

Личностные результаты обучения:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о целостности природы,
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
 учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст
учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и
оценивать информацию;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной
деятельности;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий;
 формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:


выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,
грибами;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;

роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;

различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных
видов в экосистеме;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями.
5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3

Тема занятий
Интересный мир биологии
Занимательные опыты и эксперименты по биологии
Познаем себя
Итого:

Количество часов
Всего
Теоретич. Практич.
25
13
12
3
0
3
7
0
7
35
14
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».